Первый краштест автобусов в СССР
В 1968 году в СССР остро озадачились вопросом безопасности автотранспорта после ввода в эксплуатацию Автополигона НАМИ под Дмитровом. При этом вопрос по методики испытаний легковых автомобилей не было, так как можно было использовать мировой опыт. Для легковых автомобилей в первую очередь было важно испытания при лобовых столкновениях, которые являются наиболее опасными для пассажиров.
А вот, как испытывать автобусы никто не знал. После долгих обсуждений появилась первая методика, которая говорила, что наибольшую опасность для пассажиров представляет авария, при которой автобус падает на бок и совершает обороты. При такой аварии слабым местом является крыша автобуса, которая может сплющиться и попросту раздавить пассажиров.
В первом испытании было решено использовать автобус ЛАЗ695Е 1966 года выпуска, сами испытания проходили в пригороде Львова при участии специалистов НАМИ и Головного Союзного КБ Львова. Для опрокидывания автобуса выбрали склон длиной 30 метров и крутизной наклона в 33 градуса. Автобус был в заведенном состоянии, включёнными фарами и полный пассажирами – манекенами, которые были оснащены различными датчиками для измерения нагрузок.
После опрокидывания, автобус совершил 3,5 оборота и лег на правый бок. При анализе испытаний были выявлены множественные недоработки, которые представляли опасность для пассажиров. Главное, испытание показало, что крыша полностью справилась с нагрузкой и не стала причиной тяжких травм у пассажиров. Пассажирские сиденья, также остались на месте, а датчики не зафиксировали перегрузок, которые могли бы привести к серьезным травмам пассажиров.
С этого испытания подобная методика осталась основной для автобусов, выпускавшихся в СССР. Но были смягчены условия, склон выбирали поменьше из расчета, что автобус сделает всего один оборот через крышу.